Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Штаб дзіцячых і моладзевых сацыяльных ініцыятыў "Перспектыва"

Дата: 22 ноября 2019 в 21:25, Обновлено 23 ноября 2019 в 10:48

Формирование гражданской идентичности у обучающихся предполагает привитие навыков их ответственного поведения. Поэтому необходимо научить ребенка быть  не пассивным слушателем, а активным и инициативным деятелем.  Механизмом решения данной проблемы стало вовлечение подростков во взросло-юношеское общественное движение. Для повышения продуктивности воспитательной пространства в нашем учреждении образования действует площадка диалога и сотрудничества. Роль посредника в эффективном взаимодействии детей и молодежи с органами власти, учреждениями образования района выполняет информационный и координирующий орган местной детско-взрослой общности - Штаб детских и молодежных социальных инициатив "Перспектива" - информационный и координирующий орган инициативного  сообщества, площадка для диалога и сотрудничества, посредник для эффективного взаимодействия детей и молодёжи с органами власти, учреждениями образования района.  Миссия Штаба состоит в  формировании гражданской идентичности через поддержку и  развитие детских и молодёжных социальных инициатив.  Наша задача заключается не столько в том, чтобы наполнить палитру школьной жизни яркими красками и глубоким содержанием интересных дел в рамках учреждения образования, но и дать возможность нашим активным  ученикам проявить свою инициативу, вовлечь в интересные социально значимые дела  активную и перспективную молодёжь. 

Первое организационное заседание Штаба «Перспектива» прошло в ноябре 2016г. на базе Кореличской районной библиотеки. В работе приняли участие начальник Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Кореличского райисполкома И.М. Санчук, главный редактор районной газеты «Полымя» И.И. Лейко, директор Кореличского краеведческого музея Т.В. Сенюта, первый секретарь райкома ОО «БРСМ» Н.В. Швец, администрация и члены инициативной группы от нашего учреждения образования . Утверждена главная перспектива совместной деятельности - мега-проект «Белорускость во всем».

Устав Штаба "Перспектива"

Сценарий заседания Штаба "Перспектива"

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШТАБА ДЕТСКИХ И МОЛОДЁЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ "ПЕРСПЕКТИВА"

В контексте стратегических приоритетов нашего государства важное место принадлежит приоритетам, ориентированным на исторические и социокультурные истоки и традиции белорусского народа, чувство патриотизма и ответственности за его судьбу, возрождение культуры и системы национальных ценностей. Это нашло отражение в  Кодексе Республики Беларусь об образовании. Содержание воспитания подрастающего  поколения  основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства. Одной из главных задач воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, а также создание условий для самореализации человека в  пространстве  своей  страны  и  своего  времени,  возможности  достойно  жить  и  работать  по  специальности  в  родной стране. Воспитание  гражданской  идентичности  –  многоплановая,  систематическая, целенаправленная  и  скоординированная деятельность  образовательной  системы  школы  по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

умение любить свою Родину, быть полезным своей семье, обществу и государству;

способность  интегрироваться  в  сложившуюся  систему  общественных  отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми; 

готовность  к  объединению  для  решения  лично  и  общественно  значимых  проблем,  к сотрудничеству и согласию; 

умение  жить  в  условиях  рынка,  обеспечивая  себе  экономическую  самостоятельность, соответственно своим способностям и потребностям. 

Результаты проведённых нами диагностических исследований позволили выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения. Анкетирование было проведено среди учащихся 7 – 11 классов (март 2016г.). У 70% респондентов отсутствует представление о гражданине-патриоте; 67% не чувствуют себя «гражданином класса» и «гражданином школы»; 75% опрошенных не отождествляют себя с частью общества; более того, 77% не чувствуют себя членом своей этнической группы (человеком той или иной национальности). Данные проблемы сопровождаются и обостряющимся кризисом семьи, который характеризуется неспособностью и отсутствием готовности семьи взять на себя результаты воспитания детей, в частности,  отсутствием стремления воспитывать гражданина и патриота. С целью изучения уровня осведомлённости родителей в вопросах гражданской идентичности  также было проведено анкетирование. На вопрос «Дайте определение понятию «гражданская идентичность» только 65% смогли дать положительный ответ. Но при этом 94% родителей считают, что формировать гражданскую идентичность в рамках образовательного процесса необходимо. На основании данных исследований нами сделан вывод о необходимости более глубокого  подхода к проблеме формирования гражданской идентичности у обучающихся. Необходимо формировать у обучающихся ответственное поведение, создать такие условия воспитания, чтобы ребёнок стал не пассивным слушателем, а активным и инициативным деятелем. Механизмом решения данной проблемы станет вовлечение подростков в детско-юношеско общественное движение. Мы считем, что по своей сути и содержанию общественное детское движение, детские общественные объединения  и их социально-полезная общественная деятельность – сферы благоприятные для полноценного развития детей. Нам важно, чтобы сегодняшние дети и подростки – будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективного взаимодействия, способами разрешения конфликтов, умением отражать в жизнедеятельности свои духовно – нравственные ценности, необходимые для успешного развития общества и государства.

        Нашим детям предстоит жить и работать в ней стране, строить своё будущее.   Поэтому ученическим и педагогическим коллективом было принято решение о создании  штаба детских и молодёжных социальных инициатив «Перспектива». Взрослым не нужно навязывать что-то извне, а подхватывать здоровые детские и молодёжные инициативы, актуальные для общества. Штаб детских и молодёжных социальных инициатив «Перспектива» - это информационный и координирующий орган инициативного  сообщества, площадка для диалога и сотрудничества, посредник для эффективного взаимодействия детей и молодёжи с органами власти, учебными заведениями и т.д.  Миссия Штаба состоит в  формировании гражданской идентичности через развитие детских и молодёжных инициатив. Необходимо наполнить палитру школьной жизни яркими красками и глубоким содержанием интересных дел.

Штаб является нейтральной структурой, которая способна объединить детские и молодёжные  инициативы.

       Основанием для разработки данной программы послужили результаты педагогических исследований, анкет и диагностик по различным направлениям воспитательной деятельности.

Программа развития  ШДМСИ «Перспектива» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по 2- м направлениям:

  • гражданско-патриотическому;
  • социальному;

       Педагогическая целесообразность данной программы заключается в развитии у подростков лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересного, продуктивного общения со сверстниками, старшими и младшими товарищами.

Концептуальные основы

В основу концепции программы легла статья  Кенть А.С. «Детской и молодёжной инициативе – да!»   («Народная асвета» №8, 2012г.). Автор утверждает, что для эффективной работы с молодежью требуется наладить устойчивый и действенный "механизм по развитию молодежной социально значимой инициативы". Необходимо не навязывать что-то извне, а «подхватывать» здоровые детские и молодежные инициативы, актуальные для общества. Инициатива всегда связана с социально значимым делом – делом. Детская и молодежная инициатива – это любая инициатива, исходящая от представителей молодежи. Детская и молодежная социально значимая инициатива - это дело, предложенное молодёжью, после реализации которого  жизнь общества в чем-то облегчилась или стала более совершенной.

Представляем следующие направления, по которым могут реализовываться молодёжные инициативы:

- гражданско-патриотическое -  проект «Украсим Родину цветами» (создание клумб патриотического характера на территории школы);

- гражданско-патриотическое-  проект «Славься земли нашей светлое имя» (исполнение гимна Республики Беларусь);

- гражданско-патриотическое-  проект «Будущее Беларуси начинается с нас!» (организация работы шестого школьного дня);

- социальное - проект «Забытыми тропинками Кореличчины» (проведение экскурсий по Кореличскому р-ну для учащихся других школ);

- социальное - проект «Территория детства» (организация досуга для детей их отдалённых деревень);

- социальное - проект «Радуга добра» (оказание помощи инвалидам);

- гражданско-патриотическое - проект «Дворик детства» (создание экологической тропы на территории УО).

 Рекомендации по поддержке молодежных инициатив.

I. Разработка  (моделирование  и  проектирование)  инициатив должно  осуществляться  самими  учащимися.  В  реальной  практике моделирования  и  проектирования  педагоги  выступают  основными инициаторами  создания и  реализации  моделей  и  проектов, молодые люди  в  лучшем  случае  —  исполнительными  участниками. Необходимо  развивать  отношения  партнерства,  сотрудничества  с учащимися,  развивать  их  социальный  интерес  и  активность. Необходимо, чтобы они сами обнаруживали социальные или личные проблемы  и  стремились  их  решить,  обращаясь  к  педагогам  как экспертам за поддержкой в случае необходимости.

II. Моделирование и проектирование должно осуществляться с учетом  интересов  и  возрастных  особенностей  учащихся. Моделирование  и  проектирование  деятельности  объединений подростков основывается на ценностях общения и взаимодействия сосверстниками,  романтики  и  приключений,  обучении  через  дело, социально значимой практической  деятельности,  групповых  формах работы.  Моделирование  и  проектирование  реализации  инициатив  в юношеском возрасте осуществляется с учетом ценностей молодежи: жизненного  и  профессионального  самоопределения,  нового «взрослого»  статуса  молодых  людей,  их  независимости, оригинальности  и  социальной  мобильности,  значимости  символов, имиджа, моды и т. д.

III. В  процессе  моделирования  и  проектирования нецелесообразно  ставить  абстрактные  и  недостижимые  цели  и задачи. Например, добиться мира во всем мире, спасти человечество, защитить  природу,  воспитать  морально  зрелую  личность  и  т.п.

Достижение подобных целей зависит от многих факторов и условий общечеловеческого  или  общественного  масштаба,  а  не  только  от деятельности  конкретной  инициативной  группы.  Цели  и  задачи, положенные в основу модели или проекта, должны быть конкретны, реально  достижимы  в  условиях  УО,  соответствовать ресурсам и возможностям.

IV. Каждая  модель  или  проект  является  выражением социальной  (гражданской)  инициативы  молодых  людей  и разделяющих их идеи взрослых. Самодеятельность и самоуправление – основные  принципы,  положенные  в  основу  моделирования  и проектирования  инициатив.  Это  значит,  что  в  процессе  реализации разработанных  моделей  и  проектов  используются  демократические методы и формы принятия решений (голосование, дискуссия, дебаты, компромисс,  консенсус),  уважаются  права  большинства  и меньшинства.  Каждый  участник  инициативной  группы  имеет

возможность  для  свободного  высказывания  своей  идеи,  мнения, предложения.

V. Модели  или  проекты  должны  быть практикоориентированными.  Модели  или  проекты  должны  быть направлены  на  практическую  деятельность,  помощь  в  решении  той или  иной  социальной  проблемы  в  микрорайоне,  районе,  городе. Каждый  участник  инициативной  группы  должен  осознавать  и понимать практическую пользу коллективной и личной деятельности по разработке и реализации модели и проекта:

- какая  польза  от  модели  и  проекта  обществу,  социальной

группе, личности? 

- какие конкретные дела сделаны, какие результаты достигнуты? 

Модель или проект инициативы должен обладать практической,

социальной, экономической значимостью как для самих участников,

так и для социума.

VI. Целесообразно  использовать  активные  и  интерактивные формы моделирования и проектирования. Для разработки модели или проекта  целесообразно  организовать  творческие  группы  (авторские коллективы, инициативные группы), объединяющие молодых людей. Формами организации моделирования и проектирования могут быть

учебная  деловая  игра  или  ярмарка  (аукцион)  идей,  в  процессе проведения которых участники разработают проектные предложения или даже полноценные проекты деятельности.

VII. Важной  составляющей  реализации  инициатив  является оформление и презентация проекта и его результатов.  Анализ  практического  опыта  позволяет  сделать  вывод,  что

наиболее эффективными формами работы по обеспечению значимого участия  учащихся  в  реализации  молодёжных  проектов  и  программ

являются:

- заседания Штаба,  молодежного парламента; 

- учёба ученического актива; 

- ярмарки идей, аукционы проектов; 

- деловые игры; 

- тренинги; 

- мозговые штурмы; 

- дискуссии; 

- круглые столы и др. интерактивные формы работы. 

Необходимо вести постоянный поиск новых идей и адекватно отвечать  на  вызовы  времени.  Сегодня  крайне  важно,  чтобы  наши учащиеся  понимали,  что  к  гражданским  достоинствам  человека, наряду  с  ценившимися  во  все  времена  патриотизмом,  готовностью защищать  свою  страну,  относятся  и  такие  качества,  как  мирное, созидательное  служение  Отечеству,  предприимчивость  и инициативность, содействие общественному благу и процветанию. От того,  насколько  динамичным  и  продуктивным  будет  движение  к новому  качеству  воспитания,  зависит  завтрашний  день  системы

профессионального образования.

Цель: формирование высоконравственной активной и инициативной личности, а также развитие гражданской позиции путем создания условий и возможностей для формирования у учащихся навыков проектной деятельности, содействия дальнейшему развитию инициатив учащихся с их последующей успешной реализацией, развитию навыков сотрудничества с социальными партнёрами.

 Задачи:

  • создать условия для развития гражданской позиции учащихся, формирования у них идеологических представления о личности, ориентированной на духовно-нравственное развитие, достижение успешности в жизни с выраженной потребностью быть полезным обществу и самосовершенствоваться в этом направлении;
  • вовлечь учащихся в самоуправление, способствующее формированию команды для достижения единых целей, налаживания взаимовыгодных контактов;
  • сориентировать учащихся на выработку инициатив, привить им навыки проектирования, умения защищать, реализовывать проекты, привлекать партнеров;
  • способствовать развитию коммуникативных умений при установлении контакта с социальными партнёрами.  

Этапы реализации программы

Этапы

Сроки

Содержание

Подготовительный

01.09.2016–01.11.2016

Проведение педагогических диагностик, анкетирования и исследований, наблюдений.

Подготовка нормативно-правовой документации.

Деятельностный

01.11.2016–01.03.2019

Проведение основных мероприятий программы.

Аналитический

01.02.2019–01.03.2019

Проведение диагностических исследований, подведение итогов реализации программы, перспективы развития детского объединения.

Содержание и механизм реализации программы

В основу программы положена технология создания карт социальных потребностей, позволяющая путём наблюдения и диагностики выявлять социальные проблемы и находить пути их решения через разработку проектов, привлечение социальных партнёров к внедрению моделей проектов.

Предполагаемые социальные партнёры

СДК, Красненский сельисполком, СПК «Маяк-Заполье»

                                       СМИ

Отдел идеологии, культуры и по делам молодёжи

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ

Кореличский районный краеведческий музей

Структура детского объединения. Самоуправление

Штаб детско-юношеских инициатив «Перспектива» представляет собой разновозрастный коллектив, в который  могут входить  обучающиеся 7–11-х классов. Каждый учащийся– полноправный член  объединения. Штаб определяет стратегию пропаганды детских и молодёжных инициатив,  формирует единый план совместных действий,  формирует запрос на образовательные мероприятия,  продвигает идею единого информационного пространства,  создает карту (базу) социальных потребностей,  организует конкурсные мероприятия,  подает ходатайства в государственные и иные органы,  рассматривает и предлагает к реализации инновационные идеи и проекты.

 1.Общее собрание ШДМСИ «Перспектива»   – законодательный орган, которое собирается один раз в год.  К компетенции общего собрания относятся вопросы:

Принятие программы деятельности, плана работы  ШДМСИ «Перспектива» , определяются и утверждаются приоритетные направления, планы развития и другие важные вопросы, предложенные к рассмотрению, касающиеся деятельности  ШДМСИ «Перспектива».

Внесение изменений и дополнений в Устав.

Принятие решения о реорганизации и ликвидации ШДМСИ «Перспектива».

Осуществление приема в члены  ШДМСИ «Перспектива».

Принятие решения об участии в деятельности других организаций.

Определение структуры  ШДМСИ «Перспектива».

Избрание председателя  ШДМСИ  «Перспектива» и определение его полномочий.

Решение общего собрания принимаются открытым голосованием. Решения принимаются на основе общего согласия. Выборы председателя проводятся открытым голосованием простым большинством голосов участников, присутствующих на общем собрании.

2.Совет ШДЮИ «Перспектива»:

  1. Совместно с  председателем  продумывает вопросы повестки дня актива членов ШДМСИ «Перспектива».
  2. Помогает руководителю  осуществлять связь с  социальными партнёрами;
  3. Координирует деятельность  членов ШДМСИ «Перспектива»   в текущий  период;
  4. Организует и планирует деятельность ШДМСИ «Перспектива»   по подготовке и реализации проекта;
  5. Организует консультации для новых членов штаба по вопросам деятельности в текущий период;
  6. Участвует в подведении итогов реализации проектов и освещает результаты деятельности на сайте УО.

Ожидаемые результаты

  • Создание системы самоуправления, способствующая формированию единой команды для достижения социально-полезных целей;
  • Формирование навыков проектной деятельности;
  • Высокий уровень развития гражданской позиции личности
  •  Формирование у школьников представлений о личности, способной к инициативе, лидерству, духовно-нравственному развитию и самосовершенствованию;
  •  Развитие коммуникативных умений, навыков организации конкретных форм мероприятий совместно с социальными партнёрами. 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.