Принятие решения о выборе профессии
Пути получения профобразования
Профессиональная пригодность и способности
буклет советы родителям при выборе профессии ребенка
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ПРОФОПРЕДЕЛЕНИЕ ?
Онлайн-тесты на профориентацию для школьников: http://proekt-pro.ru/program/tests/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования, является организационно-содержательное наполнение шестого школьного дня. С учетом современных тенденций возникла необходимость более эффективной организации работы в этот день недели учителей-предметников с учащимися и их родителями (законными представителями), а также организации взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день. Мероприятия с учащимися в шестой школьный день по учебным предметам должны быть направлены на решение следующих задач: – повышение интереса к учебному предмету; – расширение и углубление знаний по учебному предмету; – развитие интеллектуальных и творческих способностей; – развитие умений применять знания по учебному предмету на практике. Формы организации работы с учащимися в шестой школьный день: – факультативные занятия в IX-XI классах, направленные на расширение и углубление знаний по учебным предметам; – факультативные занятия по допрофильной подготовке учащихся IX классов; – занятия по подготовке учащихся к участию в конкурсах исследовательских работ (далее – научно-практические конференции), олимпиадах по учебным предметам, иных интеллектуальных мероприятиях; – стимулирующие занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся; – поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета; – объединения по интересам по естественно-математическому, общественно-гуманитарному, эколого-биологическому и иным профилям; –экскурсии предметной направленности. Кроме того, в шестой школьный день рекомендуется использовать такие формы работы с учащимися, как конкурсы предметной направленности, диспуты, интеллектуальные турниры, игры, выставки (ярмарки) и иное. Одна из наиболее эффективных форм занятий с учащимися в шестой школьный день – объединение по интересам (кружок). Организуя работу кружка, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся VII-IX классов в кружках естественно-математического профиля могут изучать свойства веществ, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др. В X-XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи. Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности размещены на портале Министерства образования (http://edu.gov.by / Система образования /Дополнительное образования детей и молодежи), а также на сайтах республиканских учреждений образования: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (www.nchtdm.com), Республиканский центр экологии и краеведения (www.eco.unibel.by), Республиканский центр инновационного и технического творчества (http://rcitt.by/). Целесообразно обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-старшеклассники, в том числе обучающиеся в классах педагогической направленности, проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам. Работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия Беларуси Министерством образования совместно с заинтересованными разработан перечень рекомендуемых для посещения учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на портале Министерства: http://edu.gov.by / Система образования / Идеологическая работа и воспитание / Информационно-аналитические и методические материалы). Практика работы свидетельствует о продуктивности применения в шестой школьный день такой формы работы, как диспут. Диспут – это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы). В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, учит их высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы. Выставки (ярмарки) – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей (законных представителей). Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным учебным предметам или охватывать ряд учебных предметов. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д. В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся и учителей по подготовке индивидуальных и коллективных проектов по учебным предметам. Например, изготовление учащимися простейших приборов и оборудования для проведения экспериментов, подготовка и выпуск школьных средств информации (стенные газеты, школьные журналы и др.), подготовка мультимедийных презентаций к учебным занятиям. В шестой школьный день также рекомендуется проведение итоговых мероприятий предметных недель, научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов и др. 2. Особое место в деятельности учреждения образования занимает организация работы с родителями (законными представителями). Для повышения эффективности данной работы необходимо использовать возможности сайта учреждения общего среднего образования, где родители (законные представители) могут получать информацию о ходе образовательного процесса, проводимых мероприятиях, задавать вопросы, анализ которых позволит определить тематику индивидуальных и групповых консультаций в шестой школьный день. На сайте, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день. К групповым формам взаимодействия в шестой школьный день относятся встречи учителей с родителями (законными представителями), дети которых испытывают типичные трудности в учебной деятельности, в межличностном общении, а также с родителями (законными представителями) высокомотивированных учащихся (при необходимости с привлечением педагога-психолога учреждения образования). Индивидуальная работа (консультации) с родителями (законными представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и пожеланий. При проведении консультаций следует обратить внимание родителей (законных представителей) на то, что они не должны заменять собой учителя и выполнять его функции. Консультации с учителями-предметниками прежде всего должны помочь родителям (законным представителям) получить представление о: – специфике содержания учебного предмета; – современных технологиях организации образовательного процесса по учебному предмету; – требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений учащихся; – нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету; – успехах или затруднениях ребенка при изучении учебного предмета, путях ликвидации пробелов в знаниях; – объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его выполнения; – роли учебного предмета в развитии ребенка и его дальнейшем профессиональном самоопределении. Совместная деятельность учителей-предметников и родителей (законных представителей) в значительной степени должна быть нацелена на формирование у учащихся «умения учиться». Консультации с родителями (законными представителями) целесообразно проводить по следующим вопросам: – единые требования учителей и родителей (законных представителей) к соблюдению режима дня; – организация рабочего места учащегося в домашних условиях; – развитие читательского интереса учащихся и др. При проведении консультаций учителя-предметники могут порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться к сайтам, содержание которых будет полезным как родителям (законным представителям), так и учащимся. К их числу относятся: http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал; http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси; http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь; http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры; http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь; http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы; http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа; http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў музеяў); http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска; http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”); http://www.warmuseum.by – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны; http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия Сталина». На сайте ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by /Организация шестого школьного дня) в помощь учителям-предметникам размещены информационные материалы: для работы с учащимися в шестой школьный день, которые включают описание форм работы с учащимися, а также рекомендации по организации работы по каждому учебному предмету; для работы с родителями (законными представителями), которые включают информационные материалы по консультированию родителей (законных представителей), памятки и рекомендации для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей; опыт работы учреждений общего среднего образования по организации шестого школьного дня, опыт работы учителей-методистов. 3. В целях повышения привлекательности профессионального образования, повышения имиджа рабочих профессий возрастает приоритет организации профориентационной работы, направленной на ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с системой профессионального образования, современным обликом рабочих профессий и специальностей, условиями обучения в учреждениях профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального образования (далее – УССО). В планах работы УПТО и УССО должны быть определены даты проведения «профессиональных» суббот. Содержательное наполнение деятельности целесообразно отражать в плане воспитательной работы в шестой школьный день, в котором следует указывать название мероприятий, точное время, место проведения и ответственных лиц. План составляется ежемесячно и заранее размещается на информационных стендах и сайте учреждения образования (УПТО, УССО) для того, чтобы учащиеся учреждений общего среднего образования и их родители (законные представители) могли планировать свое участие в мероприятиях шестого дня. Рекомендуем предусмотреть составление графиков посещения УПТО, УССО учащимися учреждений общего среднего образования, что позволит определить даты проведения «профессиональных» суббот. В мероприятия шестого школьного дня для учащихся учреждений общего среднего образования, проводимых на базе УПТО и УССО, целесообразно включать мероприятия с использованием современных интерактивных форм работы: – мастер-классы с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров; – профессиональные пробы с целью реализации возможности учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности, формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, осознанное отношение к профессии; – встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства; – семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.); – конкурсы проектов (профориентационных газет, эссе, сочинений, слоганов) на темы «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям» и др.; – экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профессионального образования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов; – мероприятия с применением современных форм работы по повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Есть заказ на рабочий класс» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию – выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра («Аграрий», «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов («Профбум», «Мы вместе!»);профориентационных панорам «Выбираем профессию – выбираем будущее» «Трудовые династии») и др.; – выступление агитационных бригад учащихся УПТО и УССО; – работа консультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанным с профессиональным определением. Повышению информированности учащихся, родителей (законных представителей), общественности о престиже рабочих профессий будет способствовать трехстороннее сотрудничество УПТО и УССО с учреждениями общего среднего образования и предприятиями, организациями-заказчиками кадров. Для реализации такого сотрудничества рекомендуем: – дни ознакомительной практики для учащихся учреждений общего среднего образования в УПТО и УССО в целях ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, современными технологиями организации производства с предоставлением возможности пробы своих сил в различных отраслях экономики; – открытые диалоги, дискуссии с участием лучших представителей производственной сферы, раскрывающие современный облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов; – Дни профессии совместно с базовыми организациями, предприятиями (День машиностроителя; День строителя и т.д.), включающие мастер-классы, встречи с представителями профессий, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д.; – позиционирование лучших практик профессионального образования и образцов профессиональной деятельности путем организации и участия в конкурсах профессионального мастерства на основе стандартов WorldSkills International; – профессиональные клубы с привлечением представителей производственного сектора экономики, успешных выпускников, представителей трудовых династий, победителей конкурсов профессионального мастерства; – конференции для родителей (законных представителей) для обсуждения вопросов значимости получения образования в УПТО и УССО для профессионального и жизненного самоопределения. С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего среднего образования к вопросам выбора профессии также целесообразно организовывать в рамках шестого школьного дня выездные агитационные мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни профориентации», «Дни активного профориентирования»). Профориентационные и иные мероприятия целесообразно проводить не только с учащимися выпускных классов, но и с учащимися VI-VIII классов. В целях взаимодействия преподавателей и мастеров производственного обучения УПТО и УССО с учащимися учреждений общего среднего образования в шестой день может быть организовано проведение: – научно-практических конференций (далее – конференция) и семинаров; – мероприятий в рамках предметной недели. К участию в конференциях могут привлекаться учащиеся X-XI классов учреждений общего среднего образования (с учетом обучения в профильных классах), учащиеся VIII-IX классов, педагогические работники. Конференции организуются и проводятся в соответствии с Планом работы учреждения образования по согласованию с руководителями взаимодействующих учреждений общего среднего образования. Семинары по учебным предметам профессионального компонента организовываются, как правило, на базе УПТО и УССО или организации-заказчике кадров. При проведении семинаров по учебным предметам общеобразовательного компонента можно использовать базы как учреждений профессионального образования, так и учреждений общего среднего образования. В рамках предметной недели/декады могут проводиться: – открытые уроки; – мероприятия, в ходе которых получают освещение научно-исследовательские достижения преподавателей и учащихся по учебным предметам (мини-конференции, смотр-конкурсы рефератов и докладов, выставки исследовательских проектов, презентации проектных работ и т.д.);– смотры знаний учащихся (публичные защиты рефератов, курсовых и творческих проектов, предметные олимпиады и т.д.); – открытые внеклассные мероприятия (конкурсы профессионального мастерства, викторины, турниры, устные журналы, театрализованные представления, экскурсии и т.д.). Выбор профессии: • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни. |
Памятка для учащихся и родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами- консультантами.
- Не давите на своего ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и так далее.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Ошибки при выборе профессии
1. Отождествление профессии со школьным предметом
Нет таких профессий, как физик, историк или литератор! Это области знания и направления, по которым можно продолжить образование, но отнюдь не сами профессии и тем более не должности. Кем может стать, например, человек, получивший образование по направлению «русский язык и литература»? Учителем в школе? Литературным редактором? Писателем? Работником библиотеки? Корректором (работником, ликвидирующим орфографические и грамматические ошибки в готовящихся к печати текстах)? Научным сотрудником в Институте лингвистических исследований? Преподавателем русского языка для иностранцев? Это все разные профессии, и все они не очень-то похожи на ту работу, которую выполняют на уроках литературы школьники. А такой должности, как, скажем, «географ», в современном обществе нет в принципе: можно быть геологом, картографом, геодезистом, учителем географии в школе, но не географом как таковым. Ведь это не профессия, а лишь область знаний и учебный предмет, которым нужно хорошо овладеть для получения некоторых профессий.
Даже если вашему ребёнку очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.
Помните, что школьный предмет – это еще не профессия.
2. Ориентация на мнение случайных людей
Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму (обладает опытом работы в этой сфере), и человека. Дельный совет призван давать тот, кто специально изучал мир профессий и принципы их выбора, как, например, психолог-профконсультант. Да и тот вряд ли возьмет на себя смелость предписывать конкретную профессию человеку, обратившемуся к нему за советом; скорее он ограничится рекомендацией обратить внимание на определенную их группу. Ведь, как гласит народная мудрость, нельзя советовать в двух вопросах: с кем человеку быть и кем ему быть.
А как вы думаете, чем руководствуются люди, любящие раздавать советы о том, что предпочесть? Далеко не всегда это желание оказать реальную помощь, даже если вашему ребёнку настоятельно советуют ваши же родственники или близкие друзья. Порой это продиктовано стремлением реализовать через ребёнка какие-то свои амбиции. «Ну ладно, из меня спортсмен не получился, но уж сына-то я чемпионом сделаю!» Или, как ни печально, банальная человеческая зависть: «Как это — меня в художественное училище не взяли, а моя подружка туда поступит?! Уговорю-ка я ее учиться не на художника, а на маляра».
Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни вашего ребёнка, ни рекомендуемой профессии...
3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней
Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.
Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют, именно в этот момент его запечатлевают телекамеры. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Типичный рабочий день спортсмена — это не выступление на Олимпиаде, а многочасовые утренние и вечерние тренировки, порой очень изнурительные. Соревнования в реальности занимают не более 10% рабочего времени спортсмена, однако, если судить только по телевизионным кадрам, может показаться, будто они только и делают, что соревнуются. Подобная же картина наблюдается и во многих других специальностях. Даже у учителя на виду проходит всего половина рабочего времени, остальное — это подготовка к занятиям, проверка работ учеников, заполнение журнала, педагогические советы, работа с литературой и тому подобные моменты, которых ученики обычно не видят. И если девушка выбирает эту профессию, мечтая, что она все рабочее время будет проводить с детьми, — разочарования ей не избежать. Бывают и более курьезные варианты: например, поступает молодой человек в институт радиоинженеров, будучи уверенным, что станет ди-джеем, ведущим в прямом эфире передачи на «Русском радио». И сильно удивляется, когда из него начинают готовить не радиоведущего, а сугубо технического специалиста по средствам связи. А куда ты поступал, дружок? На радиоинженера. Вот инженера из тебя и готовят, а не артиста разговорного жанра.
Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
4. Выбор профессии «за компанию»
Это весьма распространенная ситуация. Многие люди руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию — значит, и мне нужно». Иногда этот выбор может оказаться удачным — ведь дружат и собираются в компании, как правило, люди с более или менее схожими способностями и интересами. Однако чаще все же получается иначе: выбранная таким образом профессия более или менее подходит тому, кто оказывается инициатором (ведь для него это сознательный выбор), а вот его компаньонам — не очень.
Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».
Если профессия нравится другу вашего ребёнка - из этого ещё не следует, что она понравится и ему.
5. Недостаточный учет своих способностей
Великий русский баснописец И. А. Крылов в басне «Скворец» говаривал так:
У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
А помните «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина? Сальери музыкальными талантами не блистал, но «усильем, напряженным постоянством... сделался ремесленник» и даже получил на этом поприще известность. Но при встрече с действительно талантливым Моцартом он почувствовал свою полную несостоятельность, испытал жгучую зависть и не нашел ничего лучшего, чем отравить своего конкурента. Конечно, этот литературный пример в историческом смысле неточен, легенда об отравлении Моцарта, по данным современной науки, подтверждения не находит. Однако описанная ситуация противоречия упорства и таланта в том или ином виде встречается в жизни многих людей. При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у вашего чада способностей нет совершенно (в конце концов, Сальери тоже стал композитором!). Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у вашего ребёнка будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.
Делать своей профессией целесообразно то, что у вас хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии
Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который симпатичен подростку. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путешествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу, на разведку нефтяных месторождений. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он предпринимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к знакомому с его досужими рассказами (по сути — к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.
А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового. Например, кто-то очень хотел быть врачом, интересовался медициной и обоснованно считал, что способен ее освоить. Но потом попал ненароком в больницу, где его лечащий врач оказался грубым, хамоватым и некомпетентным. Вполне возможно, что после этого будет решено: «Не пойду в медицину — не хочу быть похожим на него!» Но ведь вполне возможна и прямо противоположная реакция: «Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на этого!» Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.
«Хороший человек» — это не профессия, если ребёнку симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает объект симпатии.
7. Выбор исключительно по признаку престижности
Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь на этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфичных качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером или операционистом в банке не значит ворочать миллионами. Это предполагает каждодневное скрупулезное оформление огромного количества финансовых документов. А ошибешься — расплачиваться будешь из своего кармана. Впрочем, не следует думать, будто такая работа «плохая» или неинтересная; у некоторых людей есть тяга и способности именно к ней, да и потребность общества в специалистах подобного профиля высока, им неплохо платят. Вот только вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и обратная ситуация: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, непрестижно.
Нет престижности самой по себе, говорить о ней имеет смысл только в связи с определенным кругом общения. А начнешь общаться с другими людьми, то в их глазах, вероятнее всего, престижными окажутся совершенно иные виды занятий. Что же теперь — всю жизнь под них и подстраиваться? Нужно помнить и о том, что угодить всем окружающим сразу не удастся в любом случае: кто-нибудь непременно останется недоволен. «Престижность/непрестижность» — критерий слишком зыбкий, чтобы ориентироваться на него при принятии решений, определяющих дальнейшую судьбу вашего ребёнка. Кроме того, престижность зачастую прямо противоположна реальной востребованности деятельности на рынке труда: молодые люди склонны приобретать очень редкие, экзотические профессии, а потом оказываются глубоко разочарованными, не сумев найти такую работу.
8. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо
«Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил.— ну, ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!» Наверное, говорили примерно следующее: «Ну и дурак! Ему медведь на ухо наступил, а он зачем-то выставляет это на всеобщее обозрение!» Если же говорить серьезно, случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Например, иногда таковыми оказываются истории, когда инвалид, имеющий серьезные ограничения физических возможностей, не сидит дома и не жалуется на судьбу, а бросает вызов жизненным обстоятельствам, профессионально занявшись спортом. Вполне возможно, ему удастся добиться на этом поприще успехов и победить в специальных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями (проводятся даже специальные параолимпийские игры для таких людей), но если и нет — все равно он перейдет от пассивной и беспомощной жизни к активной, осмысленной и интересной.
Впрочем, в большинстве областей человеческой деятельности подход «заниматься тем, в чем мои возможности наиболее ограничены», не оправдан.
Выбор профессии — дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
9. Игнорирование медицинских противопоказаний
Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.
1. Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз.
2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки.
3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.
4. Опорно-двигательный аппарат. Естественно, людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плоскостопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени, стоя на ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя). Этот список далеко не полный.
Если профессия предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей или перед трудоустройством подрстку нужно будет пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспринимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что «болячки — удел стариков». Но на самом деле подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Так что пусть даже такая медкомиссия не предусмотрена, все равно имеет смысл проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая ребёнка профессия совместима с его здоровьем.
Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие ваше чадо профессии совместимы с его состоянием здоровья.
10. Отсутствие запасных вариантов выбора
Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, не удается поступить в тот вуз, куда хотелось бы. Можно воспринять непоступление как крушение всех жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или третий курс вуза. В некоторые профессии путь, возможно, окажется закрыт в связи с тем, что возникнут проблемы со здоровьем. Перед тем, кто не мыслит свое будущее вне связи с интересующей сферой, встает выбор: или отказаться от своей мечты, или все равно «пробиваться», находя способ обойти ограничения. Первый вариант может сделать человека несчастным надолго, если не навсегда, второй — окончательно лишить здоровья. Тот же, у кого есть на примете и другие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко. Например, найти себе какую-то схожую профессию, требования к здоровью в которой менее жесткие.
В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения.
Уважаемые родители! Помогите своему ребёнку сделать правильный выбор!
Помните, выбирая профессию – мы выбираем будущее!