Инновационный проект
Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве
Сроки реализации: 2022 - 2024
1. Нормативно-правовое сопровождение инновационной деятельности
Научное сопровождение проекта: Сергейко Светлана Антоновна, ректор ГУО «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент; МТС +375 (33) 6858177; sergejkoS@mail.ru
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена гуманистической направленностью модернизации образования, предполагающей создание условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей обучающихся. Это нашло выражение в идее непрерывного образования, которое позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В процессе образования человек овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.), что выступает как метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности человека.
Обеспечить самореализацию личности обучающегося может лишь профессионал, который сам способен реализовать свой потенциал. Именно поэтому в современных условиях особенно остро ощущается необходимость формировать готовность педагогов к самореализации в профессиональной деятельности, а создание условий для этого является одним из стратегических направлений государственной политики в сфере образования.
Формируя потенциал белорусского общества и одновременно выступая агентом устойчивого социокультурного развития общества, педагог сможет достичь целевых ориентиров развития личности, оказать ей помощь в познании себя, жизнетворчестве, самоопределении и самореализации, если сам реализован в профессии. Значимость личности педагога как референтного взрослого требует сформированности у него когнитивной, эмоциональной, аксиологической и деятельностной составляющих готовности к профессиональной самореализации. Поэтому формирование готовности к профессиональной самореализации педагогических работников находится в эпицентре образовательного процесса на всех его уровнях.
После окончания педагогического вуза проблема готовности педагога к профессиональной самореализации переходит в разряд самостоятельного профессионального образования, реализуется в работе педагога через использование в образовательном процессе разнообразных знаний, умений, компетенций, что не всегда подкреплено системой выраженных личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.), индивидуальных характеристик и компетенций, посредством которых педагог реализует себя как личность и профессионал.
Вместе с тем, условия нового общества и экономики, рассматривающих дополнительное образование взрослых в качестве ведущего, по отношению к которому первоначально полученное образование является основным условием и предпосылкой, требуют от системы дополнительного образования взрослых обеспечить компетентность и полноту личности современного педагога, выступить базисным условием его профессиональной самореализации. Поэтому непрерывное и системное развитие готовности педагога к профессиональной самореализации должно стать одной из ключевых задач повышения квалификации и профессионального саморазвития. В предлагаемом нами проекте данная ситуация будет усилена созданием в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагога, системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работает педагог, при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию педагога и его индивидуальным особенностям. В этом будет заключаться научная новизна инновационной деятельности. Практическая значимость будет обеспечена посредством внедрения в широкую образовательную практику и систему повышения квалификации апробированного научно-методического и организационно-методического обеспечения авторской модели развития готовности педагогов к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием следующих противоречий:
востребованностью обществом и государством компетентных педагогов как агентов устойчивого социокультурного развития и неготовностью педагогов к самореализации в профессиональной деятельности;
актуальностью профессиональной самореализации педагогов, как фактора обеспечения саморазвития обучающихся, и недостаточным использованием развивающего потенциала дополнительного образования взрослых в аспекте повышения уровня профессиональной самореализации педагогов;
накопленным отечественным и зарубежным опытом организации дополнительного образования взрослых и отсутствием целостной непротиворечивой теории профессиональной самореализации педагогов в условиях полипарадигмальности дополнительного образования;
становлением в Республике Беларусь системы непрерывной педагогической подготовки педагогов с целью их профессиональной самореализации и недостаточной разработанностью механизмов этапа их дополнительного образования.
Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы профессиональной самореализации педагога и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве».
Цель инновационного проекта – развитие готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
1. Организовать взаимодействие в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве по развитию готовности педагога к профессиональной самореализации
2. Реализовать организационно-методические условия развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве
3. Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
4. Оценить эффективность модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на основе выделенных критериев.
5. Обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается в:
- создании в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагога, системы дополнительного образования взрослых (ИРО), РУМК и учреждения образования, в котором работает педагог, при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию педагога и его индивидуальным особенностям;
- разработке и внедрении модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве;
- разработке и внедрении технологии развития готовности к профессиональной самореализации педагога;
- разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на уровне региона, республики.
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена гуманистической направленностью модернизации образования, предполагающей создание условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей обучающихся. Это нашло выражение в идее непрерывного образования, которое позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В процессе образования человек овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.), что выступает как метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности человека [12].
Обеспечить самореализацию личности обучающегося может лишь профессионал, который сам способен реализовать свой потенциал. Именно поэтому в современных условиях особенно остро ощущается необходимость формировать готовность педагогов к самореализации в профессиональной деятельности, а создание условий для этого является одним из стратегических направлений государственной политики в сфере образования.
Формируя потенциал белорусского общества и одновременно выступая агентом устойчивого социокультурного развития общества, педагог сможет достичь целевых ориентиров развития личности, оказать ей помощь в познании себя, жизнетворчестве, самоопределении и самореализации, если сам реализован в профессии. Значимость личности педагога как референтного взрослого требует сформированности у него когнитивной, эмоциональной, аксиологической и деятельностной составляющих готовности к профессиональной самореализации. Поэтому формирование готовности к профессиональной самореализации педагогических работников находится в эпицентре образовательного процесса на всех его уровнях.
После окончания педагогического вуза проблема готовности педагога к профессиональной самореализации переходит в разряд самостоятельного профессионального образования, реализуется в работе педагога через использование в образовательном процессе разнообразных знаний, умений, компетенций, что не всегда подкреплено системой выраженных личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.), индивидуальных характеристик и компетенций, посредством которых педагог реализует себя как личность и профессионал.
Вместе с тем, условия нового общества и экономики, рассматривающих дополнительное образование взрослых в качестве ведущего, по отношению к которому первоначально полученное образование является основным условием и предпосылкой, требуют от системы дополнительного образования взрослых обеспечить компетентность и полноту личности современного педагога, выступить базисным условием его профессиональной самореализации. Поэтому непрерывное и системное развитие готовности педагога к профессиональной самореализации должно стать одной из ключевых задач повышения квалификации и профессионального саморазвития. В предлагаемом нами проекте данная ситуация будет усилена созданием в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагога, системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работает педагог, при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию педагога и его индивидуальным особенностям. В этом будет заключаться научная новизна инновационной деятельности. Практическая значимость будет обеспечена посредством внедрения в широкую образовательную практику и систему повышения квалификации апробированного научно-методического и организационно-методического обеспечения авторской модели развития готовности педагогов к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием следующих противоречий:
востребованностью обществом и государством компетентных педагогов как агентов устойчивого социокультурного развития и неготовностью педагогов к самореализации в профессиональной деятельности;
актуальностью профессиональной самореализации педагогов, как фактора обеспечения саморазвития обучающихся, и недостаточным использованием развивающего потенциала дополнительного образования взрослых в аспекте повышения уровня профессиональной самореализации педагогов;
накопленным отечественным и зарубежным опытом организации дополнительного образования взрослых и отсутствием целостной непротиворечивой теории профессиональной самореализации педагогов в условиях полипарадигмальности дополнительного образования;
становлением в Республике Беларусь системы непрерывной педагогической подготовки педагогов с целью их профессиональной самореализации и недостаточной разработанностью механизмов этапа их дополнительного образования.
Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы профессиональной самореализации педагога и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве».
Цель инновационного проекта – развитие готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
1. Организовать взаимодействие в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве по развитию готовности педагога к профессиональной самореализации
2. Реализовать организационно-методические условия развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве
3. Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
4. Оценить эффективность модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на основе выделенных критериев.
5. Обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается в:
- создании в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагога, системы дополнительного образования взрослых (ИРО), РУМК и учреждения образования, в котором работает педагог, при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию педагога и его индивидуальным особенностям;
- разработке и внедрении модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве;
- разработке и внедрении технологии развития готовности к профессиональной самореализации педагога;
- разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на уровне региона, республики.