Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ІНАВАЦЫЙНЫ ВОПЫТ 2016/2019

Дата: 10 февраля 2017 в 14:36, Обновлено 29 ноября 2022 в 13:52

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в учреждении образования»

Сроки реализации: 2016 - 2019 гг.

<iframe allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="511" src="https://www.youtube.com/embed/o5tKhWJg1dc" width="800"></iframe><iframe allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="547" src="https://www.youtube.com/embed/V6lLJPOIslA" width="800"></iframe>

Проект составили:

Бурак Наталья Владимировна, директор ГУО «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Скворода Юлия Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО«Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя  школа»

Адрес: 231431 Гродненская область

Кореличский  район

д.Красное

ГУО «Красненский учебно- педагогический комплекс детский сад –  средняя  школа»

Тел.: 8(01596)25-1- 32,    25 -1 - 29.

электр. адрес: korkrasnoe@mail.ru

Консультант:

Лаптёнок Александр Сергеевич,

заведующий кафедрой философии УО «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, доцент, тел./факс: +375 17 209-88-49, е-mail: kfil@bseu.by

Информационная характеристика проекта

1.Название проекта: «Внедрение системы формирования гражданской идентичности обучающихся в учреждении образования»

2.Разработчики проекта: Бурак Наталья Владимировна, директор ГУО «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»,

Скворода Юлия Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО«Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя  школа»

 3.Научное сопровождение проекта: Лаптёнок Александр Сергеевич, заведующий кафедрой       философии УО «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, доцент, тел./факс: +375 17 209-88-49, е-mail: kfil@bseu.by

4. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

1.Государственное учреждение образования «Средняя школа №10 г. Слонима» Гродненской области;

2. Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Мосты» Гродненской области;

3. Государственное учреждение образования «Дотишковская средняя школа» Вороновского района Гродненской области;

4. Государственное учреждение образования «Порозовская средняя школа» Свислочского района Гродненской области;

5. ГУО «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки)» Щучинского района Гродненской области;

6. Государственное учреждение образования «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа"

7.Временные рамки реализации проекта: 2016 – 2019 гг.

8.Инновационная деятельность будет осуществляться на базе Государственного учреждения образования «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Адрес:

231431 Гродненская область

Кореличский  район

д.Красное

ГУО «Красненский учебно- педагогический комплекс детский сад –  средняя  школа»

Тел.: 8(01596)25-1- 32,    25 -1 - 29.

электр. адрес: korkrasnoe@mail.ru

Инновационный  проект «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в учреждении образования»

Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.

В контексте стратегических приоритетов нашего государства важное место принадлежит приоритетам, ориентированным на исторические и социокультурные истоки и традиции белорусского народа, чувство патриотизма и ответственности за его судьбу, возрождение культуры и системы национальных ценностей. Это нашло отражение в  Кодексе Республики Беларусь об образовании. Одной из главных задач воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, а также создание условий для самореализации человека в  пространстве  своей  страны  и  своего  времени,  возможности  достойно  жить  и  работать  по  специальности  в  родной стране.

Воспитание  гражданской  идентичности  –  многоплановая,  систематическая, целенаправленная  и  скоординированная деятельность  образовательной  системы  школы  по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

умение любить свою Родину, быть полезным своей семье, обществу и государству;

способность  интегрироваться  в  сложившуюся  систему  общественных  отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми; 

готовность  к  объединению  для  решения  лично  и  общественно  значимых  проблем,  к сотрудничеству и согласию; 

умение  жить  в  условиях  рынка,  обеспечивая  себе  экономическую  самостоятельность, соответственно своим способностям и потребностям. 

Тесно связана с гражданской идентичностью и гражданская активность, проблема которой для Беларуси, и в целом для всего мира, сейчас приобретает особое значение.

В данном контексте необходимо подчеркнуть, что проблемы гражданской идентичности для нашей страны имеют глубокие исторические корни. В ходе исторического процесса лишь период Великого Княжества Литовского способствовал укреплению национального самосознания и гражданской идентичности. В остальные же моменты белорусы находились под сильным национальным, социальным и политическим угнетением со стороны соседей. В ходе исторического развития белорусы формировались как полиэтнический (на  территории  Беларуси  кроме титульного  этноса  проживают  представители 140 этнонациональных  групп,  составляющих  более 16%  населения страны) и поликонфессиональный народ. Белорусское  общество  являет собой уникальный пример позитивного развития межнациональных и  межконфессиональных  отношений,  что  не  может  не  влиять  на идентификационные процессы. Белорусы не смогли построить свою национальную и гражданскую идентичность, как поляки на католицизме или русские на православии. При этом у  белорусов  сформировалось  много  позитивных  жизнеутверждающих  качеств:  толерантность, дружелюбие, трудолюбие, открытость, мягкость характера, но в то же самое время, появились и качества, которые затрудняют формирование гражданской идентичности: консерватизм, скрытость политической позиции.

Одной из основных черт современных белорусов является невысокий уровень политической активности, который проявляется в том, что деятельность политических партий белорусы считают бесполезной, они не считают нужным открыто и чётко высказывать своё мнение. Актуальность проекта состоит в том, что он отвечает потребностям и запросам сегодняшнего дня, содействует образованию единого воспитательного пространства, способствует процессу формирования гражданской идентичности обучающихся. Внедряемая нами модель позволит:

реализовывать права и обязанности гражданина, выполнять функции гражданина во взаимодействии с социумом;

определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;

  • вовать в социально-значимой, созидательной деятельности;

мотивировать учащихся к активному познанию истории и традиций своего края, своего родного языка, оценивать современные и исторические события с позиции гражданской идентичности. Именно чувство гордости за свою страну способно побудить  человека бережно относиться  к наследию своих предков, а также уважать законы государства.

Кроме того инновационная деятельность  по внедрению модели формирования гражданской идентичности  в практику работы  государственного учреждения образования «Красненский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» обусловлена  следующими факторами:

  • готовностью педагогического коллектива к внедрению инновационного проекта, что подтверждается положительными результатами реализации республиканских инновационных проектов по теме «Внедрение региональной модели воспитательной работы» (2004-2007 гг.) и «Внедрение системы мотивирования и стимулирования учащихся как средства формирования успешной и социально активной личности» (2011 – 2013 гг.), а также диагностическими исследованиями по выявлению уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности;
  •  владением педагогами многообразием форм индивидуальной, групповой, коллективной работы, использованием ими интерактивных методов при осуществлении образовательного процесса, что содействует качественному  усилению педагогического взаимодействия всех его участников;
  • активизацией процесса поиска эффективных механизмов для решения проблемы формирования гражданской идентичности у белорусов;
  •  необходимостью активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса в целях формирования гражданской идентичности обучающихся.

Новизна проекта предусматривает «приращения» в образовательном процессе (в системе управления, образования) учреждения образования, которые будут способствовать отождествлению индивида с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях, включенность его в общественную, культурную жизнь страны, осознание своей причастности к  прошлому, настоящему и будущему белорусской нации. Наличие белорусской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город». Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (белорусская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.

Результаты проведённых нами диагностических исследований позволили нам выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения. Анкетирование было проведено среди учащихся 7 – 11 классов. У 70% респондентов отсутствует представление о гражданине-патриоте; 67% не чувствуют себя «гражданином класса» и «гражданином школы»; 75% опрошенных не отождествляют себя с частью общества; более того, 77% не чувствуют себя членом своей этнической группы (человеком той или иной национальности). Данные проблемы сопровождаются и обостряющимся кризисом семьи, который характеризуется неспособностью и отсутствием готовности семьи взять на себя результаты воспитания детей, в частности,  отсутствием стремления воспитывать гражданина и патриота. С целью изучения уровня осведомлённости родителей в вопросах гражданской идентичности  также было проведено анкетирование. На вопрос «Дайте определение понятию «гражданская идентичность» только 65% смогли дать положительный ответ. Но при этом 94% родителей считают, что формировать гражданскую идентичность в рамках образовательного процесса необходимо. На основании данных исследований нами сделан вывод о необходимости более глубокого  подхода к проблеме формирования гражданской идентичности у обучающихся.

Внедряемая нами модель позволит создать механизм, обеспечивающий организационно-педагогические условия повышения эффективности  формирования гражданской идентичности обучающихся. По мере реализации модели учащиеся не только  получат знания, но и самостоятельно приобретут их, делая свои открытия в ходе исследования, примеряя различные социальные роли. Хорошей перспективой для подрастающего поколения станет участие в разработке и реализации различных социально значимых проектов, работа в историко-краеведческом музее учреждения образования в качестве экскурсоводов, работа центра детско-юношеских инициатив «Возрождение» и педагогических советов учреждения образования, освоение курса факультативных занятий, проведение форум-театра, ток-шоу, правового марафона знаний. Всё это поможет обучающимся осознать свою ценность и важность того, что они делают для  школы, микрорайона и страны в целом.

При разработке проекта учитывались:

тенденции современного воспитания;

индивидуальные возможности педагогов;

творческий потенциал учащихся;

потенциал социума.

Реализация проекта будет способствовать:

формированию у обучающихся гражданской ответственности, гражданского долга, воспитанию чувства патриотизма, подготовке к реализации конституционных прав и обязанностей;

совершенствованию коммуникативных, исследовательских, творческих, познавательных способностей обучающихся;

развитию общественных и межличностных отношений обучающихся;

накоплению информации о истории, традициях и людях родного края.

Цель:         повышение уровня и качества сформированности гражданской идентичности у обучающихся посредством  включения  учащихся  в  многообразные социальные практики.

Задачи:

  • разработать систему управления реализацией  инновационного проекта;
  • определить концептуальные подходы к содержанию гражданско-патриотического воспитания обучающихся с  целью формирования гражданской идентичности;
  • разработать систему научно-методического сопровождения  инновационного процесса в учреждении образования;
  • организовать систематическую психологическую и методическую поддержку участников  инновационного проекта в самообразовательной деятельности;
  • создать условия для развития эффективной воспитательной системы через организацию  взаимодействия учреждения образования, семьи и социума;
  • определить новые подходы к решению проблемы формирования гражданской идентичности учащихся, отвечающие требованиям  нновационного,  социально ориентированного развития региона;
  • разработать и проверить критерии эффективности данной модели гражданского и правового образования и воспитания;
  • разработать механизмы стимулирования участников инновационного процесса;
  • разработать материалы и механизмы мониторинга хода и результатов внедрения модели формирования гражданской идентичности обучающихся;
  • обобщить, описать и распространить опыт учреждения  по внедрению модели формирования гражданской идентичности обучающихся.       

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект.

Анализ гражданской идентичности содержится в работах Т. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, В. Хесле, Ф. Фукуямы, обратившихся к особенностям формирования идентичности в полиэтноконфессиональных сообществах, трансформации систем идентификаций индивидов под влиянием социокультурных факторов.

Вопросам становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации посвящены исследования Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, Л.Д. Гудкова, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкина, Ю.А. Левады, В.И. Пантина, И.С. Семененко, В.Г. Федотовой, В.А. Ядова.

Различным аспектам гражданской идентичности посвящены многие диссертационные исследования н. 21 века (Е.М. Арутюновой, Э.М. Дымова, В.Ю. Журавлевой, И.В. Коноды, Е.Л. Омельченко, В.В. Титова, М.А. Юшина и т.д.)

Несомненный вклад в разработку данной проблемы внесла Л.М. Дробижева, в исследованиях которой обобщены результаты проектов, анализирующих российскую идентичность в региональном разнообразии, рассматриваются вопросы о формировании идентичности в России, а так же обосновывается разделение понятий государственной и гражданской идентичности. О необходимости разделения понятий государственной и гражданской идентичности пишет и Галактионова Н.А. Она подчеркивает особенности понятий гражданская и государственная идентичность отмечая, что «Номинация «россиянин» определяет два аспекта государственный и гражданский. Государственный выражается исключительно административным закреплением статуса гражданина страны, который присваивается автоматически (по праву рождения или путем специальных процедур получения гражданства). Гражданский аспект подразумевает ценностно-когнитивное наполнение реализуемое в рамках патриотических чувств, приверженности ценностям страны» [6, 12].

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований

Модель создания единой образовательной среды для гармоничного развития личности ребёнка посредством взаимодействия и сотрудничества с различными социальными институтами апробировалась на базе учреждения «Дворец детей и молодежи «Золак» Управления образования Администрации Заводского района г.Минска. Экспертные оценки, проведенные педагогами, показывают, что внедрение разработанной модели привело к развитию у детей эрудиции, личностного самоопределения, ответственности как за себя, так и за своих одноклассников, родителей.

Проект «Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ  в процессе реализации социально-значимых проектов» (научный  руководитель  Байбородова  Людмила Васильевна,  доктор  педагогических  наук, профессор, заслуженный работник Высшей  школы РФ,  действительный  член  Российской  академии естественных  наук,  заведующая  кафедрой педагогических технологий; руководитель Мякина Валентина Васильевна, заместитель директора по ВР МОУ Мокеевской СОШ Ярославского МР, 2012г.). Участниками региональной инновационной площадки были восемнадцать учреждений общего среднего образования Ярославской области РФ. Эффективными были признаны проекты, направленные на воспитание гражданской идентичности на уроках технологии, музыки, русского языка и литературы; средствами музейной педагогики, через использование ресурсов социума.

Региональный проект по теме «Проектирование системы формирования гражданской идентичности лицеиста» (научный руководитель: Рождественская Н.Н., к.п.н., доцент кафедры управления образовательными системами ГАОУ ДПО «ВГАПО», Розка В.Ю., к.и.н., доцент, заведующий кафедрой управления образовательными системами ГАОУ ДПО «ВГАПО»; исполнитель: педагогический коллектив МОУ «Лицей №7 Дзержинского района Волгограда», 2015г.).

Описание структуры и содержания внедряемой

инновационной модели

В содержании деятельности по формированию гражданской идентичности  акцент делается на содействие формированию этнического самосознания и политической культуры.

Организация работы клуба для учащихся «Спадчына» позволит реализовать  проект “Беларускасць ва ўсім”. В рамках данного проекта  запланировано проведение серии познавательных игр “Гаворым па-беларуску”, фестивалей белоруской культуры. Помимо клуба для учащихся планируется создание клуба для родителей “Воспитываем в белорусских традициях”, который предполагает реализацию проекта “Семейно-обрядовые традиции”.

В рамках работы школьного пресс-центра будет добавлен канал “Запольские горизонты”, на базе которого будут реализованы 2 проекта: “Запольская кухня” и “Запольская скарбонка”.

В рамках проекта “Запольская скарбонка” планируется создание блога, содержащего информацию о знаменитых людях а/г Красное,  Запольском хоре,  местных народных промыслах и ремёслах. В рамках проекта “Запольская кухня” будут собраны рецепты блюд местной кухни.

С целью возрождения традиций белорусского села, для активизации взаимодействия с социумом будет создан центр детско-юношеских инициатив “Возрождение”.

Для повышения качества политической культуры предполагается работа факультативов и объединения по интересам с целью формирования политической культуры и правовой грамотности для учащихся 2 – 11 кл. В ходе реализации модели будет проводиться системная методическая работа через организацию работы постоянно действующего семинара “Инновационные способы и приёмы формирования гражданской идентичности”, серии мастер-классов педагогов-инноваторов в рамках МО классных руководителей, родительского университета и т.д.

Модель воспитания гражданской идентичности в условиях  села предусматривает использование следующих основных механизмов:

1.  Социальное партнерство УО и местного сообщества: направление ресурсов школы  на  развитие  и  преобразование  сообщества;  привлечение  ресурсов  сообщества  к функционированию и развитию образования в школе; взращивание в сообщество практик и традиций гражданской активности; создание на местном уровне реальных структур   гражданского  общества  и  гарантирование  их  стабильного  развития  в  будущем; образование  «посредством  делания»,  т.е.  посредством  включения  учащихся  в  многообразные социальные практики; открытость и сотрудничество; упор на развитие,  общение  и  обмен  идеями. 

2.  Историко-краеведческий музей учреждения образования  как  комплексное  средство  воспитания  гражданской идентичности призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств,  расширению  кругозора  и  воспитанию  познавательных  интересов  и  способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, интегрироваться  с  учебной  деятельностью  и  служить  целям  совершенствования образовательного  процесса  средствами  дополнительного  образования.  Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность  учащихся  в  процессе  сбора,  исследования,  обработки,  оформления  и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Разработка и реализация социально значимых проектов по организации сменных и передвижных выставок в школьных музеях, экскурсий в музеях и по родному краю, путевых экскурсий по районным и областному центру.

3.   Проектная  деятельность  является  системообразующей  при  построении воспитательной  системы  сельской  школы,  основной  целью  которой  является  формирование гражданской  идентичности.  В  условиях  села  данная  деятельность  имеет  свои  особенности  и дополнительные ресурсы для решения образовательных и воспитательных задач.

Ожидаемые результаты

Ожидается, что в результате комплексно проведенной работы у подростков повысится уровень и качество сформированности гражданской идентичности, которые проявятся через следующие установки личности:

способность качественно реализовать права и обязанности гражданина, члена этнической и религиозной группы и выполнять функции гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью; личностное совершенствование человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям.

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

Критерии сформированности гражданской идентичности

Показатели сформированности гражданской идентичности

Уровни или количественные измерения

Школьная идентичность учащегося

Сын (дочь) своих родителей, ученик своих учителей, гражданин класса, гражданин школы, гражданин общества, член этнической и религиозной группы

Анкета «Школьная идентичность»

Адекватная самооценка своих возможностей, критичность по отношению к себе и окружающим

Самостоятелен, активен, критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах.

Готов к реализации гражданских прав

Личностное развитие учащихся

Умение строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей;

развитие творческой инициативы и познавательного интереса.

Методика «Индекс толерантности»

(Г.У. Солдатова,

О.А. Кравцова,

О.Е. Хухлаев,

Л.А. Шайгерова)

Коммуникативные умения учащихся

Умение вести социально-ориентированное, личностно-ориентированное, формальное или неформальное общение. Владеет социальной техникой общения (вступление в общение, распределение и перемена коммуникативных ролей, умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении, проверка надежности передачи информации, коррекция и т.п.).

Опросник «КОС»,

шкала «Техника общения» Н.Д.Творогова для изучения выраженности коммуникативных умений.

Опросник «Эмпатия»

( барьеры в общении), опросник «Общительность и самоконтроль в общении»

Гражданская компетентность

Реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью.

Личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям

Диагностика сформированности компонента гражданской идентичности при помощи теста М. Куна и Т. Мак-Партланда «20 высказываний» (модификация Кожанова И.В.), анкеты самооценки «Я знаю», методики «Понятийный словарь».

Анкета «Патриот»,

методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности

Исследовательская компетентность

Умение самостоятельно получать знания об обществе из различных источников, включая ИКТ и Интернет, анализировать их и применять на практике, креативно мыслить.

Владение исследовательскими умениями и навыками осуществленияпроектной деятельности

Анкета по выявлению способностей к саморазвитию

Качество управления инновационной деятельностью

Мотивация педагогов на инновационную деятельность,наличие системы стимулирования.

Использование информационных технологий в реализации проекта.

Качество мониторинга введения инновации

Самооценка методологической культуры учителя. Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов», методика диагностики мотивационной среды

Опыт деятельности по формированию гражданской идентичности

Мера участия детей в следующих видах деятельности: информационно-образовательном,  поисково-исследовательском, краеведческом,

экскурсионно-массовом, 

трудовом,  проектном.

Уважение и принятие прав и обязанностей.

Уровень реализации социально значимых проектов

Удовлетворенность участников процессом  и результатом инновационного проекта

Положительная динамика уровня удовлетворенности всех участников проекта (учащихся, родителей, педагогов)

Экспресс – опрос «Исследование удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей образовательной  деятельностью в учреждении образования»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.