Описание структуры и содержания внедряемой
инновационной модели
Внедрение в практику работы учреждения образования «Красненский учебно-педагогический комплекса детский сад-средняя школа» модели гражданской идентичности учащихся станет стержнем развития личности гражданина Республики Беларусь. Созданная система образования позволит воспитать ответственное поведение за будущее своей страны, уважение к её историческому прошлому, к её наследию, материальным ценностям, законам.
Реализация инновационного проекта будет осуществляться по следующим направлениям:
- обновление содержания образовательного процесса в учреждении;
-совершенствование системы социально-педагогического и психологического сопровождения воспитательного процесса;
- совершенствование системы работы с родителями, социумом;
-организация профессионального общения педагогов;
- создание системы диагностики педагогов, учащихся и их родителей;
- стимулирование труда педагогов, развитие личности педагогов в новых социокультурных условиях.
Основные виды деятельности, позволяющие целостно использовать ресурсы сельского социума в целях воспитания гражданской идентичности обучающихся:
- информационно-образовательный вид деятельности предполагает умение сельскими школьниками использовать разнообразные источники информации (общение друг с другом, взрослыми, односельчанами, обмен мнениями, литературные, научно-популярные печатные источники, цифровые виды источников, Интернет-ресурсы и т.д.); позволяет повысить культурный и образовательный уровень воспитанников;
- поисково-исследовательский – непосредственно связан с первым; позволяет обучающимся совершенствовать навыки работы с информацией: собирать, обобщать, группировать, анализировать, делать выводы, принимать социально-значимые продуктивные решения;
- краеведческий - несёт в себе непревзойдённый заряд нравственных и патриотических чувств, так как в ходе его реализации происходит экскурс в историческое, культурное, этнографическое и природное наследие родного края;
- экскурсионно-массовая деятельность развивает у обучающихся умения разрабатывать экскурсионные маршруты по родному краю, в школьном музее, эмоционально и интересно проводить экскурсии, углублять свои краеведческие знания, охотно передавать их другим людям;
- трудовая деятельность в её многообразии позволяет раскрывать, выявлять и развивать индивидуальность в ребёнке; высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность способствует формированию гражданской идентичности личности.
Основой всего содержания воспитания гражданской идентичности является проектная деятельность, которая позволяет обогатить сферу социальных связей детей, их социальный опыт, а также предоставляет обучающимся возможность учиться преодолевать трудности, осуществлять социальные пробы.
Успешная реализация проекта позволит не только обеспечить дальнейшее развитие образовательного пространства учреждения образования, но и поможет сохранить физическое, психическое и нравственное здоровье всех участников образовательного процесса, что является важнейшей предпосылкой высокого качества жизни.
Ряд описанных выше проблем требует принятия новых эффективных мер по формированию у учащихся гражданской идентичности и может быть решён посредством внедрения модели формирования гражданской идентичности у обучающихся учреждения образования через реализацию проектной деятельности и клубную работу.
В содержании деятельности по формированию гражданской идентичности акцент делается на содействие формированию этнического самосознания и политической культуры.
Организация работы клуба для учащихся «Спадчына» позволит реализовать проект “Беларускасць ва ўсім”. В рамках данного проекта запланировано проведение серии познавательных игр “Гаворым па-беларуску”, фестивалей белоруской культуры. Помимо клуба для учащихся планируется создание клуба для родителей “Воспитываем в белорусских традициях”, который предполагает реализацию проекта “Семейно-обрядовые традиции”.
В рамках работы школьного пресс-центра будет добавлен канал “Запольские горизонты”, на базе которого будут реализованы 2 проекта: “Запольская кухня” и “Запольская скарбонка”.
В рамках проекта “Запольская скарбонка” планируется создание блога, содержащего информацию о знаменитых людях а/г Красное, Запольском хоре, местных народных промыслах и ремёслах. В рамках проекта “Запольская кухня” будут собраны рецепты блюд местной кухни.
С целью возрождения традиций белорусского села, для активизации взаимодействия с социумом будет создан центр детско-юношеских инициатив “Возрождение”.
Для повышения качества политической культуры предполагается работа факультативов и объединения по интересам с целью формирования политической культуры и правовой грамотности для учащихся 2 – 11 кл. В ходе реализации модели будет проводиться системная методическая работа через организацию работы постоянно действующего семинара “Инновационные способы и приёмы формирования гражданской идентичности”, серии мастер-классов педагогов-инноваторов в рамках МО классных руководителей, родительского университета и т.д.
Модель воспитания гражданской идентичности в условиях села предусматривает использование следующих основных механизмов:
1. Социальное партнерство УО и местного сообщества: направление ресурсов школы на развитие и преобразование сообщества; привлечение ресурсов сообщества к функционированию и развитию образования в школе; взращивание в сообщество практик и традиций гражданской активности; создание на местном уровне реальных структур гражданского общества и гарантирование их стабильного развития в будущем; образование «посредством делания», т.е. посредством включения учащихся в многообразные социальные практики; открытость и сотрудничество; упор на развитие, общение и обмен идеями.
2. Историко-краеведческий музей учреждения образования как комплексное средство воспитания гражданской идентичности призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, интегрироваться с учебной деятельностью и служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Разработка и реализация социально значимых проектов по организации сменных и передвижных выставок в школьных музеях, экскурсий в музеях и по родному краю, путевых экскурсий по районным и областному центру.
3. Проектная деятельность является системообразующей при построении воспитательной системы сельской школы, основной целью которой является формирование гражданской идентичности. В условиях села данная деятельность имеет свои особенности и дополнительные ресурсы для решения образовательных и воспитательных задач.