Первым важным общим делом стала реализация проекта «Славься земли нашей светлое имя!" Важнейшим показателем сформированности гражданско-патриотических качеств личности наряду с другими является знание обучающимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. Проект реализовался в 2 этапа: исполнение гимна в учреждение образования классными коллективами (ко Дню защитника Отечества), на площади в агр. Красное совместно с социальными партнёрами (ко Дню Конституции Республики Беларусь).
Начало ХХI века – время высоких технологий во всех сферах современного белорусского общества. Но, к сожалению, в нашей духовной жизни наблюдаются кризисные явления: падение нравственности, отсутствие взаимопонимания, национальная рознь, происходит обесценивание вечных ценностей, на которых держится мир. Эти процессы обусловлены разными социальными причинами, поэтому очень важно заложить в детях нравственные устои и патриотические настроения.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является развитие гражданского и патриотического воспитания. Одно из направлений патриотического воспитания – воспитание гордости за Республику Беларусь, формирование глубокого уважения и почитания её символов - Герба, Флага, Гимна. В результате проведённых наблюдений была выявлена следующая проблема: не все учащиеся знают наизусть Гимн Республики Беларусь, при исполнении Гимна не все учащиеся демонстрируют соответствующее поведение. Решение этой проблемы мы видим в реализации проекта «Славься земли нашей светлое имя».
II. Обоснование проекта
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является «идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности».
Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.
Создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является сегодня одним из основных критериев эффективности организации идеологической и воспитательной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образования. Важнейшим показателем данного критерия наряду с другими является знание обучающимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.
Цель:воспитание гордости за Республику Беларусь, формирование глубокого уважения и почитания её государственных символов.
Задачи проекта:
- выучить Гимн Республики Беларусь;
- привить навыки правильного поведения при исполнении Гимна Республики Беларусь;
- научить правильно исполнять Гимн Республики Беларусь.
Инициатором и организатором проекта является ШДМСИ «Перспектива»
Срок реализации проекта: февраль – май 2017г.
III. Описание проекта
Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях. В своём проекте мы особое внимание уделили Гимну Республики Беларусь, так как он исполняется при проведении всех торжественных мероприятий в учреждении образования. Прослушивание и исполнение Гимна – это особенная минута в жизни каждого человека. Очень важно ещё и демонстрировать соответствующее поведение. Результаты проведённых наблюдений показали, что многие учащиеся не знают наизусть полный текст Гимна, а некоторые не в полной мере владеют навыками соответствующего поведения. Нами была предложена идея о проведении 20 февраля 2017г. школьного конкурса на лучшее исполнение Гимна классными коллективами. Подготовка к конкурсу, которая длилась около месяца, была более серьёзной, чем мы ожидали. Учащимся предстояло исполнять Гимн всем классом, демонстрируя надлежащий внешний вид и поведение не только перед членами жюри, но и перед своими родителями, друзьями. В результате длительной подготовки ребята показали хорошие результаты. Поразительным и удивительным стал тот факт, как вчерашние нарушители дисциплины показали достойный образец поведения при исполнении Гимна, а также безукоризненное исполнение. В тот день Гимн звучал 12 раз: 10 раз его исполняли классные коллективы, 1 раз –семья Дивак и 1 раз – всей школой в конце мероприятия. Каждый раз при исполнении Гимна зрители поднимались со своих мест. Это было зрелище, достойное гордости и похвалы. Своего результата на тот момент мы добились: дети выучили полный текст Гимна. Однако воодушевившись увиденным, мы решили пойти дальше – исполнить Гимн совместно с работниками СПК, СДК на площади в агрогородке Красное (к Дню Конституции в марте) (Приложение 1), а далее – на площади в г.п.Кореличи (ко Дню Государственного Герба и Государственного флага Республики Беларусь 2-ое воскресенье мая). Так из обычного школьного конкурса родилась идея о создании социального проекта «Поём гимн вместе». Таким образом наш проект имеет 3 этапа: школа – агр. Красное – г.п.Кореличи. Ещё одной причиной исполнения Гимна на площади стало случайно просмотренное нами видео о том, как на Красной Площади в Москве группа профессиональных музыкантов исполняет гимн Российской Федерации акапельно: к солирующему голосу строчка за строчкой добавляются всё новые и новые голоса – в итоге вся площадь (присоединяются обычные прохожие!) исполняет гимн. Это было настолько патриотично, что захотелось сделать нечто подобное и у нас.
Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы. Мы должны знать и уважать символы своего государства
Исполнение, а не прослушивание Гимна позволит постепенно и поэтапно приобщить детей к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.
VI. Программа действий
Механизмы реализации проекта «Поём гимн вместе»
Инициативной группой ШДМСИ «Перспектива» был разработан план проекта«Славься земли нашей светлое имя».
Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:
№ |
Направление |
Виды деятельности |
1. |
«Через тернии к звёздам» |
-выучить наизусть полный текст Гимна Республики Беларусь; -привить навыки соответствующего поведения при исполнении Гимна Республики Беларусь; |
2. |
«Домашнее задание» |
-проведение конкурса на лучшее исполнение Гимна Республики Беларусь классными коллективами; |
3. |
Флеш-моб «Поём гимн вместе» |
- исполнение Гимна Республики Беларусь на площади в агр. Красное, г.п. Кореличи; |
Этапы реализации проекта
«Славься земли нашей светлое имя»
№ п |
Название этапа |
Цель |
Ответственный |
1. |
Подготовительный |
Мотивация, целеполагание проекта. |
Февраль 2017 года |
2. |
Проектировочный |
Построение ориентировочной схемы деятельности |
Конец февраля – начало марта 2017года |
3. |
Практический |
Реализация проекта |
Март, май 2017 года |
4. |
Аналитический |
Анализ результатов работы |
Май 2017года |
5. |
Заключительный |
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. |
Сентябрь |
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Подготовка к проведению школьного конкурса на лучшее исполнение Гимна Республики Беларусь «Поём гимн вместе» |
Классные руководители |
2. |
Проведение школьного конкурса на лучшее исполнение Гимна Республики Беларусь «Поём гимн вместе» |
Администрация, члены ШВЮИ «Перспектива» |
3. |
Исполнение Гимна на школьных линейках (по понедельникам) |
Администрация |
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Подготовка к проведению флеш-мобов в агр. Красное, г.п.Кореличи |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
2. |
Создание единого атрибута (бутоньерки) |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
План мероприятий практического этапа
№ п/п |
Мероприятие |
срок |
ответственный |
2017 |
|||
1. |
Проведение флеш-мобов в агр. Красное, г.п.Кореличи |
Март, май |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
2. |
Исполнение Гимна перед проведением торжественных мероприятий |
Март - май |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
План мероприятийаналитического этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Экспресс-опрос «Гимн моей страны» |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
2. |
Подведение итогов |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
3. |
Представление отчета о реализации проекта |
Администрация, члены ШДМСИ «Перспектива» |
Предполагаемый результат
№ п/п |
Предполагаемый результат |
1. |
Сформированность у учащихся уважения к символам государственной власти, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине |